КЧР, а.Хабез
8 (878 73) 55-6-24, hab-lit@yandex.ru

13:17
Этнопедагогика и адыгский этикет в системе преподавания уроков родной литературы

Этнопедагогика и адыгский этикет в системе преподавания уроков родной литературы. 

В последние годы заметно возрос интерес к национальным традициям обычаям. И это радует нас всех - возрождаются адыгские породы лошадей, создали Молодежное объединение Шууей Хасэ, которое объединили молодых людей с Кабардины, Черкесии и Адыгеи, занимающихся возрождением адыгской породы лошадей. Есть другая организация - Щ1алэгъуалэ Хасэ, где молодежь активно  популяризирует адыгскую танцевальную культуру и музыкальное искусство, а также проводит Всемирный Адыгский Джэгу в Адыгее, Кабарде и Черкесии. 

Появилась и другое молодежное объединение учителей родных языков, которое проводит очень

много познавательной и научной работы,  среди учащихся адыгских школ.

Оно называется  АДЫГЭБЗЭ ХАСЭ имени Кази Атажукина.Ежегодно они проводят КВН на

кабардино-черкесском языке, а также устраивают театральные коонкурсы. 

Наши обычаи и традиции  вплетаются в современную национальную культуру, составляя основу

ее самобытности, ее национальности. 

 Адыгство  – специфичная этическая система, обслуживающая внутренние и внешние связи и

отношения  отдельного этноса. В адыгском социуме четко выделяется первичная социализация

– гъасэпэтхыдэ, в ходе которой закрепляются основные ценности и формируется основная

личность с характерной для нее нравственно ориентированной ментальностью: адыгэ хьэл-щэн. 

Вводятся обозначения базовой личности: адыгэл1, адыгэ бзылъхугъэ, адыгэ щыпкъэ. 

Они хранители, носители, трансляторы адыгства, в их руках  развитие и судьба этноса. Проблема

человеческой морали выдвигается на первый план.  

  Мир основной личности адыгского общества определяется во многом  традиционной

этикой. Адыгагъэ подчиняет себе весь спектр  нравственных идей общества, понятий,

категорий.    В итоге мир  становится более близким, понятным, поддающимся разумному

объяснению. Этика  является внутренним условием  и способом  бытия человека  в мире. 

Адыгство , в том виде , в каком оно проявляется в мотивах, в постоянном отслеживании  потока 

социальных действий, является  типичным примером первичной реализации  жизненного мира. 

Адыгагъэ – рассредоточенный , распределенный опыт, которым в полной мере владеет и

распоряжается  только социум. 

 Почти каждое произведение  черкесской литературы  отражает  и утверждает  адыгский этикет.

Ярким примером  можно назвать  стихотворение Шорова Хасина «Намыс», где к уважаемой

адыгской семье приходит посланник Бога и предлагает оставить ему – самое ненужное, а в семье

оставить необходимое. Решение совета семьи не устраивает хозяина этой семьи, и он решается

спросить совета у младшей невестки, которая призывает оставить НАМЫС. Посланник Бога

признает, что это самое необходимое в любой семье. 

 Таким же красивым подтверждением  примером воспитания  есть

произведение Керашева «Жизненный урок», где подростку  жизнь преподала хороший урок, в

лице старца спутника в дороге. 

Адыгагъэ, Адыгэ Хабзэ, Адыгэ Щэн- они соединяют в себе лучшие черты, присущие адыгам и

конечно же это все отражается и в нашей поэзии, особенно в

стихах Бемурзова Мухадина, Нахушева Мухамеда. Их произведения легче всего представлять

ученикам  в презентационных видеороликах, где лучше всего  показать не только автора, его

биографию , но через картины художников мира, в которых отражаются  адыги  и их быт ,легче 

переносить во времена Черкесии. Национальный колорит создает и фоновая  музыка на

шык1эпшине, особо подчеркнуть настроение стихотворения можно  с помощью или тревожной

мелодии или лирической. 

 

 Большую роль в воспитании подрастающего поколения служат также и внеклассные уроки и

драматические кружки, где приходится ставить декорации  во время спектаклей, одевать детей в

национальную одежду. Учащиеся, как говорится собственной кожей ощущают на себе

дух адыгства, когда они одеты в традиционную  фащэ. 

Просмотров: 343 | Добавил: licey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]