13:17 Этнопедагогика и адыгский этикет в системе преподавания уроков родной литературы | |
Этнопедагогика и адыгский этикет в системе преподавания уроков родной литературы. В последние годы заметно возрос интерес к национальным традициям обычаям. И это радует нас всех - возрождаются адыгские породы лошадей, создали Молодежное объединение Шууей Хасэ, которое объединили молодых людей с Кабардины, Черкесии и Адыгеи, занимающихся возрождением адыгской породы лошадей. Есть другая организация - Щ1алэгъуалэ Хасэ, где молодежь активно популяризирует адыгскую танцевальную культуру и музыкальное искусство, а также проводит Всемирный Адыгский Джэгу в Адыгее, Кабарде и Черкесии. Появилась и другое молодежное объединение учителей родных языков, которое проводит очень много познавательной и научной работы, среди учащихся адыгских школ. Оно называется АДЫГЭБЗЭ ХАСЭ имени Кази Атажукина.Ежегодно они проводят КВН на кабардино-черкесском языке, а также устраивают театральные коонкурсы. Наши обычаи и традиции вплетаются в современную национальную культуру, составляя основу ее самобытности, ее национальности. Адыгство – специфичная этическая система, обслуживающая внутренние и внешние связи и отношения отдельного этноса. В адыгском социуме четко выделяется первичная социализация – гъасэпэтхыдэ, в ходе которой закрепляются основные ценности и формируется основная личность с характерной для нее нравственно ориентированной ментальностью: адыгэ хьэл-щэн. Вводятся обозначения базовой личности: адыгэл1, адыгэ бзылъхугъэ, адыгэ щыпкъэ. Они хранители, носители, трансляторы адыгства, в их руках развитие и судьба этноса. Проблема человеческой морали выдвигается на первый план. Мир основной личности адыгского общества определяется во многом традиционной этикой. Адыгагъэ подчиняет себе весь спектр нравственных идей общества, понятий, категорий. В итоге мир становится более близким, понятным, поддающимся разумному объяснению. Этика является внутренним условием и способом бытия человека в мире. Адыгство , в том виде , в каком оно проявляется в мотивах, в постоянном отслеживании потока социальных действий, является типичным примером первичной реализации жизненного мира. Адыгагъэ – рассредоточенный , распределенный опыт, которым в полной мере владеет и распоряжается только социум. Почти каждое произведение черкесской литературы отражает и утверждает адыгский этикет. Ярким примером можно назвать стихотворение Шорова Хасина «Намыс», где к уважаемой адыгской семье приходит посланник Бога и предлагает оставить ему – самое ненужное, а в семье оставить необходимое. Решение совета семьи не устраивает хозяина этой семьи, и он решается спросить совета у младшей невестки, которая призывает оставить НАМЫС. Посланник Бога признает, что это самое необходимое в любой семье. Таким же красивым подтверждением примером воспитания есть произведение Керашева «Жизненный урок», где подростку жизнь преподала хороший урок, в лице старца спутника в дороге. Адыгагъэ, Адыгэ Хабзэ, Адыгэ Щэн- они соединяют в себе лучшие черты, присущие адыгам и конечно же это все отражается и в нашей поэзии, особенно в стихах Бемурзова Мухадина, Нахушева Мухамеда. Их произведения легче всего представлять ученикам в презентационных видеороликах, где лучше всего показать не только автора, его биографию , но через картины художников мира, в которых отражаются адыги и их быт ,легче переносить во времена Черкесии. Национальный колорит создает и фоновая музыка на шык1эпшине, особо подчеркнуть настроение стихотворения можно с помощью или тревожной мелодии или лирической.
Большую роль в воспитании подрастающего поколения служат также и внеклассные уроки и драматические кружки, где приходится ставить декорации во время спектаклей, одевать детей в национальную одежду. Учащиеся, как говорится собственной кожей ощущают на себе дух адыгства, когда они одеты в традиционную фащэ. | |
|
Всего комментариев: 0 | |